Тверской клуб Айкидо
+7 903 803 42 97
Морихэй Уэсиба
О-Сенсей, «Великий Учитель»
(14 дек. 1883 — 26 апр. 1969)

Новости клуба

03.03.2011

Статьи, которые помогут Вам понять смысл тренировок

Ожидания учеников, часть 1

Ученики бывают самые разные. Есть необученные, не знающие о рукопашном бое ничего.

Есть обученные, уже занимавшиеся тем или иным видом, и по каким-то причинам решившие переучиваться или искать улучшений или добавок к тому, что знают.

Но вот, как ни странно, ошибки у них, у таких разных, одни и те же.

Первая — ученик чаще всего обращает свое внимание не на те моменты изучаемого приема, на которые пытается обратить его внимание инструктор.

Внешне это часто выглядит очень забавно — ученик совершает действие ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ тому, которое показывал учитель. Причем зачастую — во всех деталях и мелочах. Странное дело — ведь для того что бы ТАК исковеркать показанный прием, необходимо точно, до мелочей, понять все его детали.

Но есть попытаться сделать на это поправку и показать изначально нечто «по принципу наоборот», ученик навряд ли выполнит то, что вы хотели…

Ученик, имеющий опыт в БИ, не так интересен: он чаще всего делает то, что он уже заучил ранее, пытается имитировать изучаемую технику с помощью уже заученных движений и элементов.

Боксер так или иначе будет сводить все к боксу, борец — к борьбе. Но это не так интересно, как в случае с совершенно неопытным человеком.

И после этого кто-то еще будет говорить о том, что мол, есть системы, которые основаны на естественных движениях? Ну посмотрите на новичка — как он из своих естественных движений сооружает нечто не столько естественное, сколько противоестественное…

Возникает такое впечатление, что он ищет способ, как побыстрее погибнуть…

Странно? Странно. Механизм этого феномена не поддается точному анализу, однако его так или иначе приходится это учитывать.

Поэтому самая первая работа, которую предстоит провести ученику, это работа со своим восприятием и вниманием.

Нужно научиться смотреть именно туда и видеть именно то.

Мало увидеть прием — нужно понять, что именно ты видел. Понять, зачем это нужно-то есть, как этот прием привязывается к ситуации. ПОСТРОИТЬ МОДЕЛЬ, в соответствии с которой он потом будет организовывать свое действие.

И выполняя действие, неустанно следить за тем, что именно он выполняет.

Еще одна распространенная ошибка: как только ученик начинает изучать нечто новое, он тут же пытается «улучшить» то, что изучает.

На самом деле здесь с ним играют скверную шутку привычные представления и навыки — все эти улучшения, как правило, сводятся к постепенной подгонке нового под привычное старое, и чаще всего заканчиваются тем, что ученик, в итоге последовательного процесса таких улучшений, полностью стирает все «неудобные» отличия, — и искренне недоумевает, зачем ему, к примеру, «еще один такой же удар».

Улучшения и изменения новых действий возможны только при полном понимании их предназначения, их тактического и технического потенциала, их связи со всеми остальными элементами системы. Иначе мы почти наверняка создаем себе гораздо больше проблем, чем получаем выгод.

Ожидания учеников, часть 2

Еще одно неверное ожидание ученика заключается в том, что он с самого начала думает о спаррингах. Либо он боится их (потому, кстати, многие люди не хотят начинать заниматься: им кажется, что с первых же дней их будут бить), либо мечтают о них (это чаще всего встречается у тех учеников, которые ранее обучались в других школах)

Спарринги — это заключительная часть обучения, фактически проверка того, насколько правильно УЖЕ усвоен материал. Спарринг до этого — просто драка, максимум — с «красивыми» стойками и бесполезным размахиванием руками на безопасном расстоянии от противника. Такой «спарринг» нужен не для того, чтобы научиться — это лишь самоутверждение, соревнование в том, кто лучше КАЖЕТСЯ мастером.

Спарринг имеет смысл только на той скорости, на которой ученик успевает понимать, что именно происходит, и отдает себе отчет, что именно он сам делает. Если же он вынужден действовать быстрее, то он отмахивается инстинктивно, используя старый навык. А это значит, что нарабатывается и подкрепляется именно старый навык, а не новый.

Вот, кстати, в чем причина того, что приемы ученик вроде бы знает, но в реальной ситуации оказывается неспособен их применять. Это проблема известна всем ученикам — практически всех боевых искусств без исключения.

Ожидания учеников, часть 3

Я могу учить вас  

Если вы обучаемы, я, конечно, могу вас учить. Я сомневаюсь, что смогу это делать на ваших условиях.

Обучение противостоит выбору учеником времени, места и способа обучения, а также самовольному назначению себе каникул.

Такие условия годятся для развлечений и социальной деятельности, выдаваемых за учение, и, возможно, у человека даже будет ощущение, что он учится.

Однако, что касается нашей области, то в подобных обстоятельствах никогда нельзя чему-либо учиться или обучать. В этой сфере, как и в более обычных разделах образования, необходимо предоставить школе право диктовать условия обучения.

Также нужна возможность отбора учеников. Кроме того, школе небезразлично, как ученик использует свою энергию.

Идрис Шах...
  Ожидания учеников, часть 4

Сверхчеловеческие возможности — также обычное ожидание учеников.

Они их ожидают как от мастера, считая истинным мастерством умение крушить доски и кирпичи, так и от себя, каждое утро рассматривая свои мускулы перед зеркалом.

Между тем, прежде чем вы заметите у себя нечто подобное, вы должны будете обучиться владеть тем, что у вас уже есть.

Умение сохранять и экономично использовать ресурсы — одно из важнейших в кунфу. Фанатично качая силу, вы никак не сможете накачать умение ее правильно применять, а уж тем более понимание того. в какой момент это лучше всего делать.

Поэтому ваше боевое мастерство должно развиваться гармонично, так же, как и вы сами.

Научившись управлять малым, вы сможете управлять и большим. Научившись эффективно использовать небольшую силу, добьетесь наивысшего эффекта и от большой.

Однако при этом вы привыкнете не преодолевать силу силой, не корректировать недостатки тактики за счет силы, а действовать там, где сопротивление противника минимально.

Поэтому и говорят: «от неестественного к естественному, от естественного — к сверхъестественному».

Выполняя движения, которые поначалу кажутся тебе неестественными, ты привыкаешь к ним, и заменяешь ими те, которыми пользовался раньше. И лишь тогда, когда они станут для тебя второй натурой, ты начинаешь вкладывать в них силу, и достигаешь сверхъестественных результатов.

Погоня же за сверхъестественным чаще всего ведет в тупик и не дает настоящего мастерства.

Это еще не все… Продолжение следует